ОСНОВЫ ЭТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА - Наукові конференції

Вас вітає Інтернет конференція!

Вітаємо на нашому сайті

Рік заснування видання - 2014

ОСНОВЫ ЭТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА

21.02.2014 18:33

[Секція 7. Господарське право. Господарське процесуальне право. Фінансове право. Банківське право]

Автор: Спесивцев Виталий Борисович, студент, Мариупольский Государственный университет


Начиная с возникновения антимонопольного законодательства споры по поводу его экономической целесообразности и соответствия общественно-политическим ценностям не прекращаются. Экономическая необходимость такого рода ограничителя рынка регулярно подвергалась критике со стороны многих ведущих экономистов: «я все более скептичен относительно благотворности действий правительства против конкретных монополий и я серьёзно встревожен произвольностью политики ограничения размеров отдельных бизнесов» [1], «… антимонопольным регулированием добиться развития конкуренции невозможно. Чтобы завоевать кошельки покупателей, необходимы желающие делать свой товар лучше и дешевле. Это и есть конкуренция» [2].

Однако, экономическая неясность антимонопольного права является скорее симптомом, чем основанием его сомнительности, так как при более глубоком рассмотрении этого ограничителя становится ясно, что в основе это право имеет двоякую природу – имея целью оградить потребителя от искусственно созданных монополиями цен, конкурентное законодательство попирает фундаментальные свободы человека и ценности общества [3]. Проблема неопределенности оценки конкурентного права является одним из наиболее отчетливых проявлений подобного рода контрастирующих между собой реализации идеи права с его теоретической базой, по причине чего нуждается в определении основного направления его детализации и общего понимания. Это формирует актуальность подобного разбора антимонопольного права со стороны этических позиций – гуманизма и общечеловеческих ценностей, как прямого проявления интересов общества.

Целью исследования является вопрос о том, какой из двух возможных путей развития конкурентного права предпочтительней для современного общества – его личностная, социальная и экономическая свобода (а следовательно и смягчение антимонопольного законодательства либо его упразднение), или на данном этапе своего развития обществу удобнеепередача механизмов регуляции и контроля за рынком в руки законотворцев.

В пользу первого варианта развития говорят как философы и теоретики права, так и непосредственно отдельные экономисты: «не стоит забывать, что ужесточение антимонопольного регулирования также может привести к ограничению конкуренции, как и любой другой вид государственного регулирования» [4], из цитаты следует выделитьвероятность того, что протекционистские интересы политической элиты даже при явной неудовлетворенности обществом положением дел в сфере контроля над экономической конкуренцией могут ограничить возможности влияния общественности на этот вопрос, что ставит под угрозу права и свободы человека и демократические ценности в целом.

В пользу передачи рычагов контроля над рынком государству говорит очевидность необходимости сдерживания монополий, основанная на историческом опыте индустриальной эпохи.

Также, в решении вопроса о предпочтении обществом перового или второго варианта стоит подчеркнуть то, что любое существующее законодательство создано ради самого общества, и корнем любого права является безопасность и удобство сосуществования каждого члена общества. Отталкиваясь от этого,возникает точка обзора на всю проблему конкурентного права и его ценности, где именно ценности общества и права человека являются мерилом каждого ограничителя, накладываемого на него государством.

Впрочем, само государство в силу своей отчужденности от общества гипостазируется и «бессознательно» тяготит к максимализации своих средств контроля над обществом, что приводит к возникновению и развитию новых ветвей права, ограничивающих права и интересы общества, что и создает неясность в оценке антимонопольного законодательства.

На данном этапе развития конкурентного права его этическая оценка варьируется в зависимости от его внедрения и реализации в правовых системах государств.Мерилом такой оценки являются те гуманистические ценности, диктуемые на мировой арене, которые должны отсеивать несоответствующие им порывы государственного контроля. Оценка антимонопольного законодательства в данный момент может быть дана лишь локально, в отдельно взятой стране.




Литература:

1. The Decline of Socialism and the rise of the Welfare State [электронныйрежимдоступа] - http://lamar.colostate.edu/~grjan/hayekwelfarestate.html

2. Удаление с поля [электронный режим доступа] - http://www.rg.ru/2009/04/07/udalenie.html

3. Клайд Уэйн Крюс. Антимонопольная политика – социальное пособие для корпораций [электронный режим доступа] - http://prompolit.ru/496663

4. Набиуллина Э. С. [электронный режим доступа] - http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/resources/50850c004c13461eb00fb1c6703d7cf0/ministr_261108.doc



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Конференції

Конференції 2024

Конференції 2023

Конференції 2022

Конференції 2021

Конференції 2020

Конференції 2019

Конференції 2018

Конференції 2017

Конференції 2016

Конференції 2015

Конференції 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота