К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОМ ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МИГРАЦИИ И ДЕМОГРАФИИ В РК - Наукові конференції

Вас вітає Інтернет конференція!

Вітаємо на нашому сайті

Рік заснування видання - 2014

К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОМ ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МИГРАЦИИ И ДЕМОГРАФИИ В РК

06.09.2015 19:03

[Секція 1. Теорія та історія держави і права. Філософія права. Історія політичних і правових вчень]

Автор: Ибраева Алуа Саламатовна, доктор юридических наук, професор; Есетова Салтанат Конысбаевна, кандидат юридических наук, доцент; Досумов Жандарбек Казиканович, доктор философии Phd по юридической науке(административное право), Евразийский Технологический Университет, Казахстан


Аннотация. В Казахстане основная нагрузка в регулировании миграционных  процессов приходится на Закон РК «О миграции населения». Он, несомненно, сыграл большую роль в урегулировании миграционных отношений. Продемонстрировав преимущества законодательного регулирования миграционных процессов как более действенного по сравнению с подзаконным и ведомственным регулированием. Закон способствовал упорядочению миграционных процессов, стимулировал правоохранительные органы к поиску способов  защиты национальных интересов в области пресечения незаконной иммиграции. Однако, назрела необходимость в комплексном правовом регулировании миграции и демографии в РК. 

Характер взаимоотношений иммигрантов и правоохранительных органов наиболее ярко характеризует уровень развития правовой государственности в стране, поскольку он определяет реальность основных прав иммигрантов, правовые гарантии их защиты, возможность участия правоохранительных органов в решении задач политики в миграции и демографии. Следовательно, проблема взаимоотношений иммигрантов и органов исполнительной власти Республики Казахстан требует углубленного и всестороннего исследования.

Конституция Республики Казахстан признает и юридически закрепляет за иностранными гражданами права и свободы, провозглашенные в международных документах, и гарантирует их реальное осуществление. В ней закрепляется, что каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства (п.1 ст. 21 Конституции РК). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность (п.5 ст. 12 Конституция РК). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (п.1 ст. 39 Конституции РК).

Ключевые слова: миграция, демография, незаконная иммиграция, комплексное регулирование, иммиграционный надзор.

Введение. Только по официальным оценкам ООН, общая численность международных мигрантов в 2005году составило 190 млн чел., или 3 % мирового населения(1,с.5). Из них 91 млн чел. Приходится на развитые индустриальные страны, а 51 млн чел. – на страны со средним уровнем доходов на душу населения. Соответственно, настоящее время в научной литературе определяют как «век мобильности» или « новейшую эру миграции»(2,с.3). Важным условием для развития демографического права является конституционное закрепление ее основ, о чем иногда прямо указывается в тексте Конституции. Например, в п/п 17 п.1 ст.10 2 Конституции Австрийской Республики (Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 года) говорится, что к ведению Федерации относятся законодательство и исполнительная власть по вопросам демографической политики [3, с.15]. В этом конституционном положении проявляются два различных, но взаимосвязанных момента – правовой и организационный.

Первый момент состоит в том, что в Австрии на федеральном законодательном уровне урегулированы демографические отношения. С этой точки зрения очевидно, что демографическое право является важнейшим институтом конституционного права. «Действие конституционного права слагается из реализации его подотраслей, - справедливо отмечает Б.С. Эбзеев, - институтов и конкретных норм конституции как основного источника этой отрасли права и норм конституционно-правового содержания других источников данной отрасли» [4, с. 94].Кроме того, в этом положении наглядно проявляются признаки правовой государственности. В этой связи В.Н. Хропанюк пишет: «Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений» [5, с.348]. Смысл этой точки зрения состоит не только в том, что правовая государственность необходима демократическому обществу, но и в том, что должное правовое урегулирование необходимо для пресечения правонарушений.

Второй момент состоит в том, что органы исполнительной власти Австрии исполняют законодательство по вопросам демографической политики. Такой подход ограничивает возможность ведомственного правотворчества, поскольку исполнительные органы, как правило, на практике занимаются решением организационных вопросов. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, а также запреты на принятие его ведомственных актов, затрагивающие такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом [6, с.8]. Это означает, что принцип верховенства закона носит основополагающий характер для становления правовой государственности.

Методика: сравнительно-правовой метод, диалектический метод, дедукция, индукция,  нормативное обоснование, научно-практический синтез.

Основная часть. Международная миграция привела к формированию разных национальных сообществ с различным культурным опытом, различными социальными связями переселенцев и т.д. С. Кастельс и М. Миллер исследовали отличительные признаки этнических общин(7,с.67). Весьма сложная ситуация с иммиграцией в США. Там официальный легальный потом желающих обосноваться в США возрос с 500 тыс. чел. в год в 80-х годах до 1,5 млн чел. в 90-х годах XX века. Из всех приехавших только 112 тыс. были европейцам, численность азиатов составило 338 тыс. , мексиканцев – 679 тыс. чел. В итоги официальное количество иностранных граждан, сократившееся с 6,8 % населения в 1950 году до 4,7 % в 1970 году, увеличилось до 8 % в 1990 году и продолжало расти в течение всего последнего десятилетия ХХ века(8,с.97). Другими словами, имело место ежегодный нелегальный иммигрантский поток численностью до 4-5 млн. чел. Значительное число из них позднее все-таки получает право на постоянное место жительства в этой стране(9,с.108). С правовой точки зрения наиболее интересная формулировка зафиксирована в ст.92 Конституции Украины. В ней определено, что исключительно законами страны определяются основы регулирования демографических и миграционных процессов [10, с.173]. В принципе это говорит о том, что комплексно-правовое регулирование миграции и демографии следует за развивающейся демократической правовой системой. Для решения демографических проблем страны правоприменительные  органы в своей деятельности, на наш взгляд должны руководствоваться, прежде всего, нормами действующего законодательства, в частности в вопросах иммиграции. Однако, вслед за этим законодательство, как нам представляется, должно более детально закрепить четкое разграничение полномочий правоохранительных органов в сфере пресечения незаконной иммиграции. В этой связи А.П. Герасимов резюмирует: «Обеспечение безопасности государства основывается на четком разграничении полномочий между органами»[11, с.474].

Мировой опыт позволяет судить о том, что комплексное регулирование миграции и демографии невозможно без принятия детально разработанных законов о демографии и преимущественного развития института надзора за миграцией. Без этого не может быть правовой основы для сближения институтов конституционного и международного права в сфере пресечения неконтролируемой внешней миграции. В подтверждение сказанного следует привести мнение С.И. Сушинской: «Как видим, на примере ЕС отмечается неуклонное сближение международно-правовых и национально-правовых институтов, особенно в области правового статуса иностранцев и лиц без гражданства» [7, с.38]. Говоря о урегулировании вопросов демографии, С.И. Сушинская подчеркивает, что отличительной чертой немецкого законодательства является четкое, детальное, конкретное, дифференцированное определение и регулирование правового статуса иностранцев и лиц без гражданства [7, с.38]. Кроме того, §1 Закона об имперской  и гражданской принадлежности от 22 июля 1913 года закрепил понятие «этнические немцы». В этом параграфе закреплено, что Закон признает этнических немцев «истинными немцами [7, с.35]. В этой связи было бы целесообразным закрепить в Законе РК «О миграции населения» понятие «коренные казахстанцы».

В Основном законе ФРГ учитываются особенности правового статуса этнических немцев. «Согласно ст.116 Основного закона ФРГ этнические немцы автоматически становятся гражданами ФРГ. Кроме того, - пишет С.И. Сушинская, - немецкое гражданство закреплено за ними ст.16 Основного закона ФРГ, которая гласит, что никого нельзя лишить немецкого гражданства» [7, с.35]. Это означает, что в ФРГ придают проблеме правового регулирования демографии и миграции особое место. 

Исследуя проблему взаимодействия  миграции и демографии, мы имеем речь о комплексном регулировании данных двух правовых подсистем. Следует выделить следующие виды взаимного влияния миграции и демографии:

- влияние на сущность и содержание иммиграционного законодательства; 

- на их реальность;

- влияние принципов взаимоотношений иммигранта и сотрудника миграционной полиции на иммиграционное законодательство;

- влияние принципов обеспечения национальной безопасности на иммиграционное право;

- влияние на реализацию норм иммиграционного законодательства РК.

И виды влияния демографии на миграцию:

- влияние основных принципов конституционного права на содержание иммиграционного законодательства;

- изменение иммиграционного законодательства в связи с присоединением к международной Конвенции ООН о беженцах;

- подтверждение в иммиграционном законодательстве норм и принципов международного права в области прав человека;

- регулирование миграции и демографии посредством новых законов, основанных на нормах Конституции РК.

Далее важным моментом являются изучение организационно- правовых форм взаимодействия ОВД, ОНБ и Агентства РК по миграции и демографии в сфере предупреждения и пресечения незаконной иммиграции и вопросы внедрения норм конституционного права в иммиграционное законодательство.

Взаимодействие исполнительных органов страны ярко прослеживается в деле защиты национальных интересов на законодательном и подзаконном уровне. Организационно-правовые формы деятельности миграционных служб и правовой статус миграционной полиции в РК - еще одна грань в исследовании проблемы. Изучив этот вопрос, мы пришли к выводу о том, что, несмотря на то, что  миграционная полиция является структурным подразделением ОВД, правовой статус этой полиции в целом соответствует стандартам конституционного государства.

Для эффективной реализации норм иммиграционного законодательства было целесообразным закрепить роль миграционной полиции в качестве координатора усилий по борьбе с незаконной миграцией и наделить полномочиями по производству дознания и оперативно-розыскной деятельности.

Однако, сама сердцевина проблемы взаимодействия правоохранительных органов РК в сфере пресечения незаконной иммиграции заключена в дальнейшем развитии иммиграционного законодательства РК.

Подведя итого научного исследования, мы выработали следующие предложения:

- на данном этапе развития правовой государственности требует серьезного подхода работа по кодификации конституционно- правовых норм в сфере урегулирования отношений в области миграции и демографии; 

- в отдельных случаях, например, в деле защиты национальных интересов требуется прямое включение правоохранительных стандартов в законодательство страны с возведением их на конституционный уровень;

- в сфере предупреждения и пресечения незаконной иммиграции нужно закрепить законодательный статус миграционной полиции, в компетенцию которой включить контроль в сфере соблюдения иммиграционного законодательства РК;

- разработать правовой механизм регулирования миграции и демографии путем издания Акта о демографии, который будет в комплексе регулировать демографию и миграцию;

- в административно-правовой сфере предлагаем ввести институт ответственности за регистрацию фиктивного брака иностранца с гражданкой РК;

- требуются разработка новых нормативных правовых актов о демографии и создание механизма комплексного регулирования демографии и миграции в РК.

 




Заключение. За рубежом отношение к иммиграции также серьезное. Так, в п/п «а» п.1 ст.3 Конституции Грузии от 24 августа 1995 года закреплено, что к исключительному ведению высших органов Грузии относится законодательство о иммиграции [5, с.105-106]. Как видно, и в этом конституционном положении основой правового урегулирования иммиграции является законодательное закрепление полномочий высших органов власти в сфере внешней миграции. А это дополнительная правовая гарантия детального урегулирования иммиграционных отношений. При этом происходит укрепление национальной безопасности Грузии в области демографии.

Аналогичный подход прослеживается в п.3 ст.73 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 года: Федерация обладает исключительной компетенцией по вопросам иммиграции [3, с.201]. Нельзя не отметить, что в ФРГ проводится эффективная иммиграционная политика, направленная на создание «централизованной системы учета за передвижением беженцев, на укрепление польско-германской границы и иммиграционных служб» [12, с.43]. Так, на сегодняшний день в ФРГ проживают и работают более 7 миллионов иностранцев [10, с.34]. Соответственно, там придают огромное значение иммиграции, поскольку мир переживает небывалый рост международной миграции населения [13, с.37].

Не менее значимой, с правовой точки зрения, звучит формулировка в п/п 2 п.1 ст.149 Конституции Испании от 29 декабря 1987 года. В ней сказано, что к исключительному ведению государства относятся миграция, положение иностранцев и право на убежище [3, с.404].

 На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отношения в области миграции и демографии – это совокупность отношений, являющихся частью государственно-правовых отношений. Данное положение обусловлено тем, что государственная политика в области миграции и демографии основывается на принципе комплексного подхода, охватывающего единообразные принципы правового регулирования миграции и демографии. 




Список использованных источников:

1. International migration and development // Report of the Secretary-General/ UNGA. 2006. 18 may. P.5.

2. Castels S., Miller M. The age of migration: international population movements I the modern world. L., 1993; papademetriou D., Neissner D. New migration thinking for a new century // migration Policy Institute. 2006. Dec. P. 15.

3. Конституции государств Европейского Союза /Под общ. ред. и со вступ. ст. Л.А. Окунькова. – М.: Изд.гр. ИНФРА – М – НОРМА, 1997 – 816 с.

4. Конституционное право: Учебник. //Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 1999.-  592с.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под ред. проф В.Г. Стрекозова. – М.: Интерстиль, 2000. – 377 с.

6. Г. Сейтжанова. На пути утверждения правового государства. //Мысль, 2001, №9, 96 с.

7. Castels S., Miller M. Указю соч. 56.  

8. SOPEMI. Trend in international migration. P., 2008 P. 34.

9.  Bustamante J. Measuring  the flows of undocumented immigrants. La Jolla, 2007. P. 54.

10. Конституции стран СНГ. /Сост. Ю. Булуктаев. – Алматы: Жетi жаргы, 1999.-  416с.

11. Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.- 520с.

12. Сушинская С.И. Правовое положение иностранцев различных категорий в ФРГ. //Юрист,  2000, №1, с.32-38.

13. Цапенко И.П.. Что делать с беженцами? // Международная экономика  и международные отношения, 1997, №12, с.37-52.





Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Конференції

Конференції 2024

Конференції 2023

Конференції 2022

Конференції 2021

Конференції 2020

Конференції 2019

Конференції 2018

Конференції 2017

Конференції 2016

Конференції 2015

Конференції 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота