ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ ДОГОВОРА В РОССИИ - Наукові конференції

Вас вітає Інтернет конференція!

Вітаємо на нашому сайті

Рік заснування видання - 2014

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ ДОГОВОРА В РОССИИ

05.10.2016 13:21

[Секція 3. Цивільне та сімейне право. Цивільне процесуальне право. Комерційне право. Житлове право. Зобов’язальне право. Міжнародне приватне право. Трудове право та право соціального забезпечення]

Автор: Гуров Антон Михайлович, магистрант, Южно-Уральский государственный университет


Свобода договора является основополагающим принципом гражданского права. Данный принцип для российского правопорядка отражен в статье 421 ГК РФ. Содержание данного принципа складывается из следующих базовых аспектов: 

 субъекты гражданского оборота самостоятельно решают вопрос о том, вступать ли им в договорные отношения друг с другом. Понуждение к заключению договора по общему правилу не допускается;

 стороны вправе заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами;

 стороны вправе заключить такое соглашение, которое содержит элементы различных договоров (так называемые смешанные договоры);

 свобода договора проявляется в праве сторон определить содержание условий договора по собственному усмотрению, за исключением случаев, когда иное прямо предусмотрено законом или иными правовыми актами[1].

Данный принцип предоставляет полную свободу лицам в заключении договора на условиях и в форме, наиболее приемлемой для сторон. Кроме того, полностью запрещается какое-либо принуждение к заключению договора, что, в принципе, является общесоциальным принципом свободы воли и недопустимости насилия, принуждения любого лица.

Конечно, не стоит понимать свободу договора, как нечто абсолютное. Таковым данный принцип мог бы быть при условии диспозитивности всех норм договорного права. Действие свободы договора ограничено, прежде всего, стадией его заключения[2].

Принцип свободы договора является отражением принципа экономической свободы, имеющим конституционную силу и отраженный в п.1 ст.8 и п.1 ст.34 Конституции РФ.

Внедрение данного принципа в российский гражданский оборот обусловлено необходимостью оптимизации и универсализации правовых конструкций, используемых между российскими и зарубежными контрагентами. В условиях постепенного, хоть и не полного перехода от командно-административной к рыночной экономике ясно проявляется необходимость наделения лиц гражданского оборота большей свободой в координации договорных связей. 

Стремительная глобализация и отход от узкого устаревшего видения права в виде жестких императивных норм направляет договорные отношения России в сторону большей диспозитивности. Развитие в данном направлении, по нашему мнению, неизбежно и назревало уже давно, однако было крепко связано устоявшимися и трудноразрушаемыми правопорядками советского времени.

Несомненно, на данном этапе имеется немало проблем в осуществлении данного принципа, и связаны они, в основном, с трудноустранимыми убеждениями и привычным «советско-императивным» взглядом на регулирование договорных отношений, прочно закрепившимся в умах как представителей закона, так и самих сторон этих отношений.

В результате разногласий между тем, «что привычно» и тем, «что логично» образуется стена непонимания. Судьи не в состоянии мгновенно кардинально поменять методику разрешения споров, которую использовали годами и на протяжении не одного поколения представителей закона, а участники договора не знают что делать с полученной свободой,  ведь все время до этого им давались четкие указания что делать в договоре можно, а чего нельзя.

В конечном итоге, рационально ожидать дальнейшего развития и расширения применения принципа свободы договора в российском праве, предоставление большей свободы контрагентам при заключении сделок, а также повышенного внимания со стороны государства в сфере снижения количества недобросовестных участников отношений, пользующихся данной привилегией. В силу масштабных процессов глобализации, унификации и гармонизации права, отход от закрытой императивности к договорной диспозитивности необходим и, по сути, неизбежен.

Однако, абсолютно логично, что не стоит ожидать стремительного «прыжка» от социалистических привычек и привитого понимания «непоколебимости указаний свыше» к демократической свободе заключения сделок на просторах саморегулируемой рыночной экономики.




Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1,2,3:С изм. и доп. на 1 октября 2014 г. – М.: КНОРУС, 2014. – 606с. 

2. Степанов Д. И.  Диспозитивность норм договорного права / Д.И. Степанов // "Вестник ВАС РФ". –  2013. - № 5.

3. Свеженцева Н.П. Свобода договора как принцип гражданского права / Н.П. Свеженцева // «Бизнес в законе». – 2011. – №1.

4. Е.А. Суханов Гражданское право. Том II.  –  М.: Волтерс Клувер, 2004, 958 с.

5. Постановление Пленума ВАС РФ № 16 от 14 марта 2014 года «О свободе договора и ее пределах» [Электронный ресурс ] // www.consultant.ru/.



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Конференції

Конференції 2024

Конференції 2023

Конференції 2022

Конференції 2021

Конференції 2020

Конференції 2019

Конференції 2018

Конференції 2017

Конференції 2016

Конференції 2015

Конференції 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота