МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КОНТЕКСТЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ: ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ - Наукові конференції

Вас вітає Інтернет конференція!

Вітаємо на нашому сайті

Рік заснування видання - 2014

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КОНТЕКСТЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ: ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

18.04.2019 20:32

[Секція 7. Господарське право. Господарське процесуальне право. Фінансове право. Банківське право]

Автор: Мельник Светлана Борисовна, кандидат юридических наук, кафедра хозяйственного права и процесса национального университета «Одесская юридическая академия»


В контексте предпринимательской (бизнесовой) деятельности в Украине мы, безусловно, говорим о хозяйственно-правовом регулировании, руководствуясь положениями, как минимум, Хозяйственного кодекса Украины (например, ст. 55). Напомним, с 2004 года. До этого законодательное регулирование малого предпринимательства, как комплексного явления, без учета детализации исключительно налоговой составляющей, было представлено и указными источниками и специальными законами, принятыми в 2000 году. Позже, в 2012 году, специальный Закон о малом и среднем предпринимательстве был обновлен (за последние годы на рассмотрение Верховной Рады Украины подавались уже и следующие его варианты).   

Правовое опосредование экономической конкуренции базово представлено, как известно, и конституционным уровнем, и хозяйственно-кодифицированным и специальными документами: законами, подзаконными актами. Общий посыл: обеспечение, поддержание, защита экономической конкуренции, превенция и пресечение соответствующих правонарушений. При этом анализ данного блока правовых документов позволяет говорить и о некоторых исключениях из данных правил. Особо данные положения актуализировались в связи с реальным наполнением и практической реализацией той части положений антимонопольно-конкурентного законодательства Украины, которая касается государственной помощи субъектам хозяйствования. Общий принцип: «государственная помощь является недопустимой для конкуренции» (преамбула специального Закона, правда, в таком контексте требует новой формулировки).    

Таким образом, имеем два среза правового регулирования малого и среднего предпринимательства в аспекте ограничения экономической конкуренции. Необходимо также отметить, что дословно оная формулировка в законодательстве Украины отсутствует. На фоне тиражируемого «адвокатирования» экономической конкуренции, вроде, как и «неприлично» высказываться о каком-либо ограничении последней. Но действительность, да и правовое регулирование требуют установления и общего понимания сути явления, и иных дефинитивных критериев, пусть не напрямую, но содержащихся в законодательстве.    

При учете прописанных целей, соответствии допустимости, установленных законодателем и Правительством, получаем государственную помощь поддержки среднего и малого предпринимательства (с 2014 – по дате принятия; 2017 – дате возможного юридического действия ; 2018 – реального действия). Фактически, легально ограничиваем экономическую конкуренцию (аналогичная зарубежная практика также имеет место быть). Разобраться в критериях допустимости (ограничения экономической конкуренции) достаточно сложно. Кабинет Министров Украины, в отличие от требований специального Закона объединил две различные категории: государственная помощь для обеспечения развития регионов (п. 1 ч. 2 ст. 6) и поддержка среднего и малого предпринимательства (п. 2 ч. 2 ст. 6). В тексте же правового документа встречаем и государственную помощь субъектам крупного предпринимательства, и возможность отступления от базовых критериев допустимости в отношении иных отраслей экономики (п. 11 Постановления №57 от 07.02.2018 г. [1]).       

Следует также отметить, что кроме нового антимонопольно-конкурентного законодательства Украины о государственной помощи субъектам хозяйствования действуют законодательные нормы, которые были приняты еще в 2001 году. Специальный конкурентный Закон Украины в частности устанавливает, что при несущественном ограничении (но, ограничении – С.М.) экономической конкуренции освобождаются от ответственности за нарушения, предусмотренные ст. 6, малые или средние предприниматели. Специальная трактовка таких субъектов хозяйствования содержится в ст. 1 указанного законодательного акта. И она не совпадает ни с нормой кодифицированного акта, ни нормой специального Закона о малом и среднем предпринимательстве. Поэтому абсурдно выглядит, с юридической точки зрения, п. 2 Постановления Кабинета Министров Украины № 57 от 07.02.2018 г. [1]: «У цих критеріях терміни вживаються у значенні, наведеному в Бюджетному кодексі України, Господарському кодексі України та Законах України «Про державну допомогу суб’єктам господарювання», «Про захист економічної конкуренції», «Про розвиток та державну підтримку малого і середнього підприємництва в Україні», «Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом», «Про фінансовий лізинг»» (языком оригинала – С.М.).   

Следовательно, имеем две указанные в законодательстве ситуации допустимого (легального) ограничения экономической конкуренции применительно к малому и среднему предпринимательству, но без: правового определения сути данной категории; понимания необходимости комплексности такого регулирования; правового единства установления специального субъектного состава; возможностей (специфики) занятия хозяйственной деятельностью в предлагаемых преференциальных условиях.     

Литература: 

1. Про затвердження критеріїв оцінки допустимості державної допомоги суб’єктам господарювання для забезпечення розвитку регіонів та підтримки середнього та малого підприємництва : Постанова Кабінету Міністрів України від 07 лют. 2018 р. № 57 URL:  https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/57-2018-п (дата обращения: 18.04.2019). 



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
допомога Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст мишкою і натисніть Ctrl + Enter
Конференції

Конференції 2024

Конференції 2023

Конференції 2022

Конференції 2021

Конференції 2020

Конференції 2019

Конференції 2018

Конференції 2017

Конференції 2016

Конференції 2015

Конференції 2014

:: LEX-LINE :: Юридична лінія

Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки

Наукові конференції

Економіко-правові дискусії. Спільнота