КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ И КИБЕРТЕРРОРИЗМ: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
22.10.2019 18:45
[Section 4. Criminal law. Criminal judicial law. Criminalistics. Criminology. Criminal executive law. Court organisation. Law enforcement agencies, public prosecutor’s and public defender’s offices]
Author: Анорбоев А.У., главный юрисконсульт юридического отдела Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан; самостоятельный соискатель Военно-технического института Национальной гвардии Республики Узбекистан
Аннотация
Данная статья является продолжением исследования автора по теме «Киберпреступление: уголовно-правовые и криминологические аспекты». Данная статья посвящена объяснению сущности и значения эффективных путей и механизмов кибербезопасности в Узбекистане.
В данной статье дается анализ эффективных способов и механизмов кибербезопасности в Узбекистане с учетом примеров существующих проблем.
Ключевые слова: кибербезопасность, киберпространства, киберпреступность, кибертерроризм, преступность, административное правонарушение, сцепление, единое управление, стратегия.
Аннотация
Ушбу мақола “Кибержиноятчилик: жиноят-ҳуқуқий и криминологик жиҳатлари” мавзусидаги диссертация бўйича муаллиф томонидан олиб борилаётган илмий ишлар давоми ҳисобланади. Мазкур мақола мамлакатимизда киберхавфсизликни таъминлашнинг самарали йўллари ва механизмининг мазмун-моҳиятини очиб беришга бағишланган.
Ушбу мақолада мамлакатимизда киберхавфсизликни таъминлашнинг самарали йўллари ва механизми мисоллар билан мавжуд муаммоли ҳолатларни инобатга олган ҳолда кўрсатиб берилган.
Калит сўзлар: киберхавфсизлик, кибермакон, кибержиноятчилик, кибертерроризм, жиноят, маъмурий ҳуқуқбузарлик, огоҳлик, ягона бошқарув, стратегия.
Abstract
This article is a continuation of the author’s research on the topic “Cybercrime: criminal-legal and criminological aspects”.
This article focuses on preventing cybercrime property waste and uncovering the essence in this area. This article is devoted to explaining the essence and meaning of effective ways and mechanisms of cyber security in our country.
This article provides an overview of the effective ways and mechanism of cyber security in our country taking into account the examples of existing problems.
Keywords: cybersecurity, cybermacon, cybercrime, cyberterrorism, crime, administrative offense, cohesion, unified management, strategy.
Невозможно представить постоянный глобальный период без информационных технологий, а особенно сетей Интернета.
Как известно, информация правит миром [1], и эта информация каждый может использовать по-разному, и это может быть группа людей, которые планируют реализовать свои злые намерения.
В целом, каждая страна борется с киберпреступностью, чтобы предотвратить использование этой информации в злонамеренных целях в стране пытаются создать безопасного киберпространства.
Основной причиной быстрого роста кибертерроризма прежде является всего, что это очень экономический и эффективный метод для террористов, для быстрых террористических актов.
Например, к концу 2018 года в Узбекистане составлено количество интернет-пользователей 22, 8 миллиона человек [2], мобильных коммуникаций 22 миллиона. 800 тысяч [3], также общая скорость соединения международных сетей с Узбекистаном 104,1 Гбит/с [4].
В настоящее время национальная доменная зона «UZ» насчитывает более 66 000 активных доменов. В 2017 году в Узбекистане насчитывалось около 53 000 активных доменов [5].
Наличие интернет-сервисов для каждого пользователя означает, что они могут стать жертвами кибертерроризма.
По данным UZCERT-Службы по предотвращению инцидентов информационной безопасности, в 2018 году их количество возросло до 65.000, также, в ходе мониторинга событий информационной безопасности в информационных системах государственных органов за 2018 и первый квартал 2019 года, выявлено 54.953.759 событий информационной безопасности. Из них, высокую степень риска представляют 2.502.353 событий [6].
Одной из основных проблем в создании безопасного киберпространства является кибертерроризм.
Вообще, что такое кибертерроризм? Ученый А. Темуров назвал кибертерроризм террористическим преступлением, совершенным с использованием международного сетевого интернета [7].
Л. Буранов описывает кибертерроризм как использование компьютерных и телекоммуникационных технологий (в основном Интернет) в террористических целях [8], В. Вовчинский попытался дать более подробное объяснение, в том числе пытается дать четкие факты о кибертерроризме и кибербезопасности [9].
Ученые Е.В. Старостиной и Д.Б. Фролова говорят, что кибертерроризм осуществляется с использованием любой современной информации и тактика и методы действий отличаются от политического терроризма [10].
По мнению Е.В. Старостиной и Д.Б. Фролова, информационный терроризм отличается от этих форм воздействия на киберпространство, прежде всего своими целями, которые остаются свойственными политическому терроризму. Средства осуществления информационно-террористических действий могут варьироваться и включать все виды современного информационного оружия. В то же время тактика и приемы его применения существенно отличаются от тактики информационной войны и приемов информационного криминала [11].
А.В. Соколов и О.М. Степанюк отмечают, что кибертерроризм предусматривает применение информационных технологий в целях террористического воздействия, ложную угрозу акта кибертерроризма, влекущую за собой серьезные экономические последствия, уничтожение или активное подавление линий связи, неправильную адресацию, искусственную перегрузку узлов коммутации [12].
По мнению Ю.В. Гаврилова и Л.В. Смирнова, сущность кибертерроризма заключается в оказании противоправного воздействия на информационные системы, совершенного в целях создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы такой опасности [13]. Проблемы кибертерроризма рассматриваются в научных работах А.И. Примакина, В.Е. Кадулина, Ю.И. Жукова, В.И. Антюхова [14], Е.П. Кожушко [15], F. Cohen [16], Ф.А. Усилинский [17], Т.Л. Тропина [18], А.В. Суслопаров [19], М.В. Старичков [20], М.А. Ефремова [21], В.А. Васенин, В.А. Галатенко [22], Хуайдэ Ма[23], Р.Ф. Азизов [24], Г. Ибрагимова [25], Т.А. Полякова [26], Л.П. Зверянская [27], А. Очилдиев [28], Э.К. Ахмедов [29], Д.Р. Иргашев, М.А. Рахматуллаев [30], Д.Б. Жаксимов [31], А.Б. Айдарова [32] и ряда других авторов.
Когда говорят о кибертерроризме или киберэкстремизме, некоторые ученые дают объяснение, что всё это уничтожает информационную систему, угрожает гибелью людей, а также, серьезными материальными убытками или другими социально опасными последствиями (если они направлены на нарушение частного социального обеспечения, запугивание или влияние на принятие решений властями), а также понимание угроз таких действий для этих целей [33].
Д. Турдиева отметила, что кибертерроризм это незаконный вмешательства в информационные технологии, уничтожения программ или информации на компьютере, повреждения, угроза жизнью человека, материальный ущерб и массовый запугивания, военный конфликт это движение, направленное на причинение различных вредных последствий [34].
В Республике Грузия кибертерроризм понимается как опасность того, что информация, защищенная компьютером, может иметь серьезные последствия для запугивания и (или) воздействия на публику при использовании [35].
По нашему мнению, в соответствии с законом Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом» [36] кибертерроризм является форма терроризма, которые нарушает кибербезопасность в Узбекистане с помощью различных информационных технологий и коммуникации, насилие, угроза его применения или иные преступные деяния, создающие опасность жизни, здоровью личности, уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов и направленные на понуждение государства, международной организации, физического или юридического лица совершить или воздержаться от совершения каких-либо действий, осложнение международных отношений, нарушение суверенитета, территориальной целостности, подрыв безопасности государства, провокацию вооруженных конфликтов, устрашение населения, дестабилизацию общественно-политической обстановки, для достижения политических, религиозных, идеологических и иных целей, ответственность за которые предусмотрена Уголовным законодательством станы.
Одним словом, кибертерроризм это захватить информационные технологии и коммуникации в своих или целях чужих лиц с помощью специальных программ, которые нарушает работу в Интернете, приводить хаосу и осуществляет теракт Всемирном паутине. Интернет является наилучшим средством для возникновения кибертерроризма, но без использования Интернета можно устроит кибератаку. И поэтому кибертерроризм является широкой масштабной понятия.
Впервые термин «кибертерроризм» употребил старший научный сотрудник Калифорнийского института безопасности и разведки (Institute for Security and Intelligence) Барри Коллин в 1980 г. [37]. В те годы предшественница Интернета – сеть ARPANET Управления перспективных разработок Минобороны США – объединяла всего несколько десятков компьютеров на территории одного государства. Тем не менее исследователь был уверен, что со временем возможности киберсетей будут взяты на вооружение террористами, хотя и полагал, что случится это никак не ранее первого десятилетия XXI в. Время опередило предсказания первые попытки кибератак были зафиксированы правоохранительными органами уже в 1990-х гг. (например, в 1993 г. террористы в Литве угрожали взорвать Игналинскую АЭС посредством перехвата компьютерного контроля над ней при помощи вредоносной программы типа «троянский конь», а в июне 1998 г. международная группа хакеров Milw0rm получила доступ к Индийскому центру атомных исследований Bhabha Atomic Research Center (BARC) и создала фальшивую страницу сайта устрашающего характера). В 1997 г. специальный агент ФБР Марк Поллитт ввел в обиход новый юридический термин, предложив считать кибертерроризмом любую «умышленную, политически мотивированную атаку на информацию, компьютерные системы, программы и данные, которые приводят к насилию в отношении невоенных целей, групп населения или тайных агентов» [38].
В настоящее время в Узбекистане делается много позитивного для создания киберпространства.
В частности, определено основными задачами и приоритетными направлениями деятельности Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан реализацию комплексных мер по обеспечению кибербезопасности и внедрению современных технологий защиты сетей, программных продуктов, информационных систем и ресурсов, участие в регулировании применения технологий по сбору, обработке и хранению персональных и биометрических данных [39], Государственной инспекции по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций Республики Узбекистан уполномочено осуществлять контроль, мониторинг, изучение и проверку состояния внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий, информационной и кибербезопасности в органах государственного и хозяйственного управления, органах государственной власти на местах, других организациях и ведомствах в установленном законодательством порядке [40], создано университет Шарда в Узбекистане, который обеспечение подготовки на уровне международных стандартов высококвалифицированных специалистов в сферах кибербезопасности востребованных направлениях образования [41].
Совет глав-государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) состоялся 14 июня этого года и был принять Бишкекская декларация. Подписаны 22 документа, нацеленных на развитие партнерства между странами-участницами в различных сферах, взаимодействия ШОС с другими международными структурами, по предложению Президента Узбекистана утверждены Концепция сотрудничества в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий и Программа развития межрегионального сотрудничества государств-членов ШОС. Эти документы позволят запустить новые направления многостороннего сотрудничества в рамках ШОС [42].
Однако кибертерроризм остается одной из самых больших проблем для нас.
В Китае, США, Эстонии, Украине, Нидерландах, Испании, Австрии, Великобритании и других странах принято специальный закон о кибертерроризме или внесено изменения и дополнения в законодательство.
Например, в КНР принял Закон «О государственной безопасности» 01.07.2015 года, Закон «О кибербезопасности» 01.06.2017 года, Закон «О борьбе с терроризмом» 2016 года.
В соответствии с этими законами в Узбекистане принимаются меры по борьбе с киберпреступностью, а также, данные законы включают меры по предотвращению кибертерроризма [43].
В российских [44], украинских [45], грузинских [46], казахских [47], эстонских [48] законах роль информационных технологий и коммуникаций в терроризме уже четко определена.
Например, согласно статью 1 Закона Украины от 21 июня 2018 года №2469-VIII «Об основных принципах обеспечения кибербезопасности» кибертерроризм – террористическая деятельность, осуществляемая в киберпространстве или с его использованием [49].
Но, Узбекистан нет Закон «О кибербезопасности». В связи с этим, целесообразно принять отдельный закон в данном вопросе.
В соответствии с Законом Великобритании от 2000 года «О терроризме», который устанавливает, что незаконное проникновение в компьютеры, их системы или сети, повлекшее за собой значительный ущерб или их использование полученной таким образом компьютерной информации для организации массовых насильственных действий, может быть приравнено к актам террора, а также статья 4211 УК Франции – «Террористические акты, связанные с деяниями в области информатики» [50].
Согласно статье 389 Уголовного кодекса Армении, кибертерроризм упоминается в отдельной статье как международный терроризм [51].
Кроме того, в соответствии со статьей 324 Уголовного кодекса Грузы кибертерроризм, то есть противоправное завладение охраняемой законом компьютерной информацией, ее использование или угроза использованием, создающие опасность наступления тяжких последствий, совершенные в целях устрашения населения или (и) воздействия на орган власти, наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет, также, то же деяние, повлекшее смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет или бессрочным лишением свободы [52], также в законодательстве Франции установлено несут ответственность за террористические акты в области информатики [53], в Украине террористы несут ответственность за содействие террористической деятельности [54].
В УК Узбекистана ответственность за кибертерроризм не предусмотрена [55].
Согласно со статьей 4 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан преступность, наказуемость деяния и иные правовые последствия его совершения определяются только Уголовным кодексом. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом [56].
Также, в соответствии со статьей 10 Уголовного Кодекса, каждое лицо, в деянии которого установлено наличие состава преступления, должно подлежать ответственности [57].
В соответствии со статьей 11 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан судья, прокурор, следователь, дознаватель, защитник, а также все лица, участвующие в производстве по уголовным делам, обязаны точно соблюдать и исполнять требования Конституции Республики Узбекистан, настоящего Кодекса и других законодательных актов Республики Узбекистан. Всякое отступление от точного исполнения и соблюдения законов, какими бы мотивами оно ни было вызвано, является нарушением законности в уголовном процессе и влечет за собой установленную ответственность.
Также, в соответствии с пунктом 2 первого часть статьи 83 УПК отсутствует в его деянии состав преступления подозреваемый, обвиняемый, подсудимый признается невиновным и подлежит реабилитации.
В связи с этим, согласно со статьей 333 УПК при выявлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 83 настоящего Кодекса, должностное лицо органа, осуществляющего до следственную проверку, дознаватель, следователь или прокурор выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, когда отсутствует в его деянии состав преступления [58].
В связи с этим, считаем целесообразным включить в Закон Республики Узбекистан «О кибербезопасности» понятие и механизм кибертерроризма, также считаем необходимым, включить в Уголовный кодекс Республики Узбекистан статью следующего содержания:
Статья 155 Уголовного кодекса Республики Узбекистан дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания и часть четвертой считать часть шестом:
«В стране установленных кибербезопасности разный с использованием информационно технологии и коммуникации в нарушение установленных или в обход насилие, использование силы, иные деяния, создающие опасность личности или собственности, либо угроза их осуществления для понуждения государственного органа, международной организации, их должностных лиц, физического или юридического лица совершить или воздержаться от совершения какой-либо деятельности в целях осложнения международных отношений, нарушения суверенитета и территориальной целостности, подрыва безопасности государства, провокации войны, вооруженного конфликта, дестабилизации общественно-политической обстановки, устрашения населения, угрожать применением киберизнасилованных действий, предусмотренных уголовным законодательством страны или осуществляться такие действия либо осуществляться кибертерроризма путем создания особой угрозы или покушение на преступление —
наказывается лишением свободы от десяти до пятнадцати лет.
То же деяние в отношении преступлений террористического характера, повлекших:
а) смерть человека;
а) с причинением крупного или особо крупного ущерба;
в) иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы от пятнадцати до двадцати пяти лет.».
Также, диспозицию части второй статья 155-3 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года № 2012-XII дополнить пунктом «г» следующего содержания:
«г) через кибертерроризма;».
Ученый А. Расулев также дал подобные идеи этим мыслям. Однако он предложил ввести понятие кибертерроризма в Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом» и в Уголовном кодексе отдельно в статье [59].
В общем, что нужно сделать, чтобы защитить от кибертерроризма?
Прежде всего, нам необходимо предоставить современные технологии и зрелый персонал.
Было бы целесообразно пересмотреть следующее в Узбекистане законодательстве.
В частности, в Узбекистане еще не разработана стратегия защиты от кибертерроризма, вместе с этим, киберпреступность становится все более опасной в мире, с более чем 200 000 операций в день [60], в результате чего физическим и юридическим лицам был потерян около 500 млрд. имущественного ущерба [61], один из примеров, согласно опросу, проведенному Juniper Research в 2016 году, к 2019 году может увеличиться убытки от компьютерного мошенничества превысят 2,1 триллиона долларов [62], на каждом месяце происходено увеличение количества совершенных преступлений на 10-15% [63], очевидно, что следует разрабатывать тактические планы, такие как стратегия, и принимать практические меры.
В настоящее время весь документооборот в органах государственной власти и управления государства осуществляется с использованием следующих информационных технологий.
В целях усиления контроля за обработкой, исполнением и хранением документов, оптимизации потоков информации на бумажных и электронных носителях, создания единого информационного пространства для ввода, обработки, анализа и хранения документов, обеспечения защищенности информационного обмена, экономии и рационального использования бумаги, а также повышения эффективности взаимодействия между Исполнительным аппаратом Кабинета Министров Республики Узбекистан и органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах обеспечено внедрение в Исполнительном аппарате Кабинета Министров, органах государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах единой защищенной электронной почты, то есть единой защищенной корпоративной электронной почты «E-Xat» и системы электронного документооборота, то есть, системы электронного документооборота «Е-Hujat», а также, начиная с 1 января 2012 года, электронного обмена информацией между ними [64].
В самих министерствах и ведомствах документооборот осуществляется с использованием информационных технологий, таких как “germes”, “portal” и др.
Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП–5505 «Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности» Министерством юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и ООО «Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем — UZINFOCOM» создана и с 1 января 2019 года запущена в тестовом режиме во всемирной информационной сети Интернет в качестве пилотного функционирования Единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов (project.gov.uz) [65].
На данном моменте все проекты нормативно-правовых актов подлежат размещению организациями-разработчиками проектов на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан, то есть на сайте «regulation.gov.uz» для проведения общественного обсуждения [66].
В соответствии с распоряжением Президента Республики Узбекистан от 9 августа 2017 года № Р–5017 «О мерах по внедрению Единой межведомственной электронной системы исполнительской дисциплины» обеспечено подключение министерств, ведомств, органов исполнительной власти на местах и иных организаций к Единой межведомственной электронной системе исполнительской дисциплины “Ijro.gov.uz”, то есть «е-ижро» [67].
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан, то есть сайт «lex.uz» являются официальные источники опубликования нормативно-правовых актов [68].
Ни одна из вышеперечисленных программ не взаимосвязаны.
Это считается самая большая ошибка системы.
Именно из-за этой ошибки может атаковать все программное обеспечение.
В результате этого нападения оно может нанести значительный ущерб интересам личности, общества и государства.
Человеческая судьба может кардинально измениться.
Репутация государства на международной арене может упасть.
Что нужно для предотвращения этой проблемы?
По нашему мнению, стратегия и концепция кибербезопасности в Узбекистане должны быть разработаны и реализованы.
Например, в соответствии с Указом Украины от 15 марта 2016 года №96/2016 утверждено Стратегия кибербезопасности Украины [69].
Подобные стратегии принят в США [70], Эстонии [71], Литве [72], Испании [73], Германии [74], Словакии [75], Японии [76], Швейцарии [77], Норвегии [78], Новой Зеландии [79], Индии [80], Австралии[81], ЮАР [82], Канаде [83], Финляндии [84], Австрии [85], Румынии[86], Польши [87], Франции [88], Чешской Республики[89], Нидерланды [90], Люксембурге [91] и в других государствах.
Глядя на международную практику борьбы с кибертерроризмом, мы видим следующие примеры.
Единственной страной, которая отвечает всем критериям защищенности от хакерских атак, в докладе назван Сингапур. В топ-10 также вошли США (2-е место), Малайзия (3-е место), Оман (4-е место), Эстония (5-е место), Маврикий (6-е место) и Австралия (7-е место). Грузия и Франция поделили 8-е место. Канада заняла 9-е место. 10-е место досталось России [92].
В Узбекистане ещё не определено уполномоченным государственным органом по выработке и реализации государственной политики в области по борьбе с кибертерроризмом и это не предусмотрено тоже в Законе Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом».
Эта власть осуществляется Министерством обороне в Австралии, Министерской комитетом по вопросам безопасности в Бельгии, Комитетом по вопросам информационной безопасности в Бразилии, Канадской центром оперативного реагирования на чрезвычайные происшествия в компьютерных сетях в Канаде, Министерством экономики и связи в Эстонии, Министерством транспорта и связи в Финляндии, Генеральным секретариатом национальной обороны в структуре Администрации премьер-министра и Национальном агентством безопасности информационных систем Франции, Федеральном агентством информационной безопасности в Германии, Министерством информатики и связи в Венгрии, Национальном информационном советом в Индии, Министерством внутренних дел в Италии, Секретариатом Кабинета министров в Японии, всем государственным организациям и их дочерние структурам в Республике Корея, Управлением модернизации и планового менеджмента в Малайзии, Министерством внутренних дел и по делам Королевства в Голландии, Центром защиты критической инфраструктуры в Новой Зеландии, Управлением гражданской обороны и кризисного планирования в Норвегии, Министерством науки и высшего образования и Министерством внутренних дел и администрациями в Польше, Управлением безопасности информационных сетей и связи в Сингапуре, Министерством промышленности, туризма и торговли, Министерством государственного управления и Министерством внутренних дел в Испании, Управлением кибербезопасности в структуре Кабинета министров в Великобритании, также, вопросами кибертерроризму занимаются целый ряд различных организационных подразделений в Швейцарии, Швеции [93].
Ну, как зарубежные страны борются с киберпреступностью?
Например, в Венгерской Республике фонд государственно-частного партнерства обеспечивает систематическое распределение средства для обеспечения кибербезопасности. А также, CERT-Венгрия Силы реагирования на чрезвычайные ситуации в борьбе с кибертерроризмом в Венгрии [94].
В Индии Национальный информационный совет Индии был создан для борьбы с кибертерроризмом при 21-м члене Секретариата Совета национальной безопасности Республики Индии.
В Италии определено Министерство внутренней дел и Министерство Инновация и технология уполномоченным государственным органом по выработке и реализации государственной политики в области борьбы с кибертерроризмом.
Также в Италии была создана служба почтовой полиции и он курирует центры быстрого реагирования на компьютерные преступления на национальном и региональном уровнях.
А, Ассоциация итальянских экспертов по вопросам критической инфраструктуры координирует работу кибербезопасности государственного и частного секторов [95].
Следует отметить, что в Узбекистане пришло время создать уполномоченный орган по борьбе с кибертерроризмом и разработать конкретные меры по этому вопросу.
Одним из наиболее эффективных способов смягчить трудности нынешнего населения Узбекистана является улучшение законодательства страны с помощью международных норм.
В рамках международных документов о борьбе с терроризмом Конвенция «О киберпреступности» имеет особое значение. Эта конвенция была подписана 23 ноября 2001 года членами Европейского союза в Будапеште. Она состоит из 48 статья [96].
Правила настоящей Конвенции регулируются следующими тремя основными вопросами:
сближение уголовно-правовой оценки преступлений в сфере компьютерной информации;
сближение национальных уголовно-процессуальных мер, направленных на обеспечение собирания доказательств при расследовании таких преступлений;
международное сотрудничество в уголовно-процессуальной деятельности, направленной на собирание доказательств совершения таких преступлений за рубежом [97].
Конвенцией предлагается включить в законодательство стран-участниц единые нормы об уголовной ответственности за киберпреступления.
Объектом киберпреступлений, согласно Конвенции, является широкий спектр охраняемых нормами права общественных отношений, возникающих при осуществлении информационных процессов по поводу производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления компьютерной информации, а также в иных областях, где используются компьютеры, компьютерные системы и сети.
Объективная сторона киберпреступлений характеризуется через выделение против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем, связанные с использованием компьютеров, связанные с содержанием данных, связанные с нарушением авторского и смежных прав.
Субъектом киберпреступлений может быть любое лицо, совершившее указанные выше действия.
Все преступления, упомянутые в Конвенции, влекут наступление ответственности только в случае их совершения умышленно [98].
Действительно, эти преступления относятся к числу транснациональных международных преступлений [99].
Эти преступления не выбирают границу, для которой государства не признаны на международном уровне [100].
Киберпреступность, включая кибертерроризм, может прямо или косвенно повлиять на жертву [101].
Соответственно, Конвенция предусматривает для каждого из государств-участников перечень индивидуальных мер по борьбе с этими преступлениями [102].
Это преступление характеризуется своим обширным и дистанционным управлением и значительным ущербом, в этом вопросе государств должны тесно сотрудничать в международных отношениях для борьбы с этим преступлением.
По словам главы государства, сегодня важно проводить согласованную политику по обеспечению безопасности, формировать благоприятные условия для устойчивого развития Узбекистана [103].
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, могут быть полностью осуществлены.
При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе [104].
Невыполнение этого требования подрывает права и интересы человека. Принимая во внимание, что устранение последствий кибертерроризма необходимо не только для будущего государства, но и для людей и общества.
Одним из наиболее эффективных способов борьбы с кибертерроризмом является сотрудничество с зарубежными странами и реализация практических мер.
Масштабы этого преступления могут быть очень широкими, но кибертеррорист пытается сделать все, что он ненавидит, даже если это с любой территории.
Соответственно, очень важно похоже уголовно законодательство международное сотрудничество страна.
Сходство, конечно, осуществляется основано на международных документах.
По имплементации обязательное выполнение обязательств, возложенных на реализацию государством, свидетельствует о важности реализации имплементации [105].
Поэтому пришло время внести имплементации положения конвенции в Узбекистаном уголовном праве.
Конвенция Шанхайской Организации сотрудничества против терроризма (Екатеринбург, 16 июня 2009 года) ратифицировано Узбекистаном в 16 декабря 2016 года [106]. Однако эта конвенция не содержит каких-либо четких инструкций по кибертерроризму.
В связи с этим, целесообразности ратифицировать конвенцию Будапешта. Одним из наиболее эффективных способов борьбы с кибертерроризмом является пропаганда и посредничество. Информационное поле развивается и становится все более полным, но средства массовой информации становятся мощным оружием в руках экстремизма и терроризма. Это правда, что СМИ - это не система, которая создает «террористическую атаку» с ее пониманием «эффективности». Но в большинстве случаев можно сказать, что СМИ помогает в этом [107].
В настоящее время в Узбекистане нет единого механизма борьбы с кибертерроризмом и пропагандой, но мы знаем, что каждый год принимается Государственная программа по борьбе с кибертерроризмом. Если работа будет идти в едином стратегическом направлении, то было бы целесообразно содействовать распространению этой системе. Важно уделять особое внимание на информационную безопасность [108].
На наш взгляд, существуют следующие эффективные способы распространения:
поощрение общественной осведомленности о негативных последствиях кибертерроризма с помощью системы «SMS-уведомлений–смс хабарнома»;
объяснение значения и содержания кибертеррористических атак через средства массовой информации;
разработка системы «Семья-Детский сад-Школа-Высшее образование-Послевузовское образование»;
Государственное образование осуществляется через специальные программы по повышению правовой осведомленности населения о кибербезопасности.
С большим количеством мобильных телефонов в Узбекистане и при наличии доступных интернет-сервисов, мы можем быть действительно уверены, что эффективно привлекать публику к методу «SMS-уведомление».
Недостаток информации о массовых кибертеррористических атак на СМИ сегодня является большим минусом для нас.
Эффективность системы «Семья-Детский сад-Школа-Высшее образование-Послевузовское образование» заключается в том, что многие дети, которые сейчас еще не ходить в детский сад имеют доступ к средствам связи, как знают использовать телефон. А это то что надо для кибертеррористов. Не зря у нас говорят что принес делают то что видеть в своем гнезде. Чтобы не было нежеланные последствия родители должно контролировать своих детей, что они делают, с кем и в каких интернет сайтах они проводить свое время.
Кибертерроризм также может быть осуществлено без Интернета, например, В США считано кибертерроризм является основной проблемой. В Соединенных Штатах существует электронная система безопасности, объединяющая США, Канаду, Великобританию, Австралию и Новую Зеландию, которая контролирует разведку США, называемая электронной системой безопасности Эшелон.
Система Эшелон является всеохватывающей системой радиоэлектронной слежки, в систему входят огромное количество станций слежения разбросанных по всему миру и внушительная плеяда геостационарных спутников [109].
Кибертеррористы кибератакуют настоящую систему без Интернета с использованием информационными системами.
Террористы использовано для взаимодействия неэлектронные средства телекоммуникаций, маскировано свои сообщения с помощью криптографических или стенографических методов, алгоритм, заложенный в систему «Эшелон», оказался неэффективным или эта система предварительно была выведена из строя.
Интересно, в то время как Эшелон контролировал все электронные СМИ в этих странах [110]. В целом, в Узбекистане растет риск кибертеррористических атак, если не будут предприняты широкомасштабные усилия по предотвращению кибертерроризма, который может нанести большой ущерб экономической базе страны. Поэтому реализация вышеупомянутых предложений может помочь защитить наших людей от кибертерроризма и это является долгом для каждого из нас.
Список использованных публикаций:
1. С сайта Национального информационного Агентства Узбекистана: А.Саттаров. Қачонлардир башорат тарзида айтилган “дунёни ахборот бошқаради”, деган гап бугун ҳақиқатга айланди. http://uza.uz/oz/programs/25-years/achonlardir-bashorat-tarzida-aytilgan-dunyeni-akhborot-bosh--20-02-2018/.
2. С сайта Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан: http://mitc.uz/ru/stat/7.
3. С сайта Интернета: http://uz.infocom.uz/2018/01/27/ozbekistonning-mobil-aloqa-abonentlari-soni-22-mln-800-mingga-yetdi/.
4. С сайта Интернета: http://uz.infocom.uz/2018/01/27/ozbekistonda-internetdan-foydalanuvchilar-soni-20-milliondan-oshdi/.
5. С сайта Интернета: https://uzcert.uz/blog/saidakbar/kiberbezopasnost-uzbekistana-v-tsifrakh-itogi-2018-goda/.
6. С.Садиков. Кибербезопасность Узбекистана в цифрах: итоги 2018 года. // https://uzcert.uz/blog/saidakbar/kiberbezopasnost-uzbekistana-v-tsifrakh-itogi-2018-goda/.
7. Темуров А. Кибертерроризм нима? – Термиз. Сурхон тонги. 2019 йил 4 июлдаги сони. С сайта Интернета: http://surxontongi.uz/kiberterrorizm-nima/.
8. С сайта Интернета: https://blog.xabar.uz/post/kiberjinoyatchilikka-qarshi-kurashishda-internet-madaniyatning-a. Буранов Л. Кибержиноятчиликка қарши курашишда Интернет-маданиятнинг аҳамияти.
9. В.С.Овчинский. Криминология цифрового мира: учебник для магистратуры / В. С. Овчинский. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. – с.352.
10. Старостина Е.В., Фролов Д.Б., Защита от компьютерных преступлений и кибертерроризма Вопросы и ответы. С сайта Интернета: http://kursak.net/kiberterrorizm-i-osobennosti-ego-proyavleniya/.
11. Старостина Е.В., Фролов Д.Б., Защита от компьютерных преступлений и кибертерроризма Вопросы и ответы. С сайта Интернета: http://kursak.net/kiberterrorizm-i-osobennosti-ego-proyavleniya/.
12. Соколов А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности. – СПб Алетейя, 2012. – с.178.
13. Гаврилов Ю.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия / Ю.В.Гаврилов, Л.В. Смирнов. – М.: ЮИ МВД РФ, 2003. – с.66.
14. Примакин А.И., Кадулин В.Е., Жуков Ю.И., Антюхов В.И. Информационный терроризм: прошлое, настоящее, будущее // Вестник Санкт Петербургского университета МВД РФ. 2000. № 10.
15. Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений / Е.П.Кожушко; Ред. А.Е.Тарас. – Минск: Харвест, 2000. – с.446.
16. Cohen F. Terrorism and Cyberspace // Network Security, 2002, Vol.5; Convey M. Terrorist use of Internet and Fighting Back // Materials of the conference Cybersafety: Safety and Security in a Networked World: Balancing Cyber-Rights and Responsibilities. Oxford, 2005.
17. Усилинский Ф.А. Кибертерроризм в России: его свойства и особенности. Право и кибербезопасность, 2014. № 1. – с.6-11.
18. Тропина Т.Л. Киберпреступность. Понятие, состояние, уголовно-правовые меры борьбы : монография. Владивосток, 2009. – с.237.
19. Суслопаров А.В. Компьютерные преступления как разновидность преступлений информационного характера: дис. … канд. юрид. наук. Красноярск, 2010. – с.210.
20. Старичков М.В. Умышленные преступления в сфере компьютерной информации: уголовно-правовая и криминологическая характеристики : дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2006. – с.109-112.
21. Ефремова М.А. Уголовно-правовое обеспечение кибербезопасности: некоторые проблемы и пути их решения. Информационное право, 2013. № 5. –с.10-13.
22. Васенин В.А., Галатенко А.В. О проблемах информационной безопасности в сети Интернет. Глобальная информатизация и безопасность России / Материалы круглого стола «Глобальная информатизация и социально-гуманитарные проблемы человека, культуры и общества». МГУ, октябрь 2000. – М.:, 2001. – с. 199.
23. Ма Хуайдэ. Правовые гарантии обеспечения национальной безопасности в контексте Закона КНР. «О национальной безопасности» // Вестник университета Ляочэн. 2016. № 2.
24. Азизов Р.Ф. Правовые аспекты функционирования сети Интернет в Китайской Народной Республике // Вестник Вологодского института права и экономики: преступление, наказание, исправление. 2015. № 1. – с.92-94.
25. Ибрагимова Г. Стратегия КНР в области управления Интернетом и обеспечения информационной безопасности // Индекс безопасности. 2013. T. 19. № 1. – с.169-184.
26. Полякова Т.А. Базовые принципы правового обеспечения информационной безопасности // Труды Институт государства и права РАН. 2016. № 3. – с.18-40.
27. Зверянская Л.П. организационно-правовое обеспечение международной и национальной информационной безопасности: опыт Китайской Народной Республики. Труды Института государства и права РАН. 2017. Том 12. № 5.
28. Очилдиев А., Нажмиддинов Ж. Миссионерлик: моҳият, мақсадлар, оқибатлар ва олдини олиш йўллари (юз саволга – юз жавоб). – Т.: Тошкент ислом университети, 2013, –б.102.
29. Ахмедов Э.К. Ахборот глобаллашуви шароитида интернет тармоғидаги миссионерлик. Ўзбекистонда миллатлараро тотувлик ва диний бағрикенгликни таъминлаш борасида раҳбар кадрлар олдида турган вазифалар: мавжуд ҳолат, муаммолар ва ечимлар: Республика илмий-амалий анжумани материаллари // Ўзбекистон Республикаси Президенти ҳузуридаги Давлат бошқаруви академияси. – Т.: 2019. – б.234.
30. Иргашев Д.Р., Рахматуллаев М.А. Блокчейн может улучшить безопасность данных, и другие пытались описать к этому понятию. “Давлат бошқарувида рақамлаштириш: муаммо ва ечимлар” мавзуидаги Республика илмий-амалий конференцияси материаллари // Ўзбекистон Республикаси Президенти ҳузуридаги Давлат бошқаруви академияси. – Т.: 2019. – б.162.
31. Жаксимов Д.Б. Ўзбекистон Республикаси Қуролли кучлари инфокоммуникация тизимида рақамлаштириш ва блокчейн технологиялари. “Давлат бошқарувида рақамлаштириш: муаммо ва ечимлар” мавзуидаги Республика илмий-амалий конференцияси материаллари // Ўзбекистон Республикаси Президенти ҳузуридаги Давлат бошқаруви академияси. – Т.: 2019. – б.36-38.
32. Айдарова А.Б. Проблемы обеспечения информационной безопасности в информационных ресурсах государственных органов. “Давлат бошқарувида рақамлаштириш: муаммо ва ечимлар” мавзуидаги Республика илмий-амалий конференцияси материаллари // Ўзбекистон Республикаси Президенти ҳузуридаги Давлат бошқаруви академияси. – Т.: 2019. – б.158-159.
33. Ф.Кадиров, М.Х.Джаматов. Кибертерроризм ва киберэкстремизм жиноятлари профилактикаси. Трансмиллий таҳдид сифатидаги терроризмга қарши кураш: Ўзбекистон ва жаҳон тажрибаси: Халқаро илмий-амалий конференция материаллари. – Т.: Ўзбекистон Республикаси ИИВ Академияси, 2015. – с.186.
34. Д.Турдиева. Кибертерроризм: миллий ва халқаро хавфсизликка таҳдид. 2018. С интернет сайта: http://darakchi.uz/uz/44666.
35. С интернет сайта: Грузия Жиноят кодекси. https://matsne.gov.ge/ka/document/download/16426/143/ru/pdf.
36. Закон Республики Узбекистан от 15 декабря 2000 года № 167-II «О борьбе с терроризмом» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 15; 2004 г., № 5, ст. 90; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., № 8, ст. 310; 2016 г., № 4, ст. 125.
37. Collin B. The Future of Cyberterrorism // Crime & Justice International Journal. 1997. Vol. 13. – Р. 23-26.
38. Krasavin, S. What is Cyber-terrorism? / S. Krasavin // Computer Crime Research Center (CCRC). – URL: http://www.crime-research.org/library/Cyber-terrorism.htm.
39. Указ Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2018 года № УП–5349 «О мерах по дальнейшему совершенствованию сферы информационных технологий и коммуникаций» // Национальная база данных законодательства, 20.02.2018 г., № 06/18/5349/0792.
40. «О мерах по дальнейшему совершенствованию сферы информационных технологий и коммуникаций» Положение о Государственной инспекции по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 ноября 2018 года № ПП–4024 Республики Узбекистан // Национальная база данных законодательства, 22.11.2018 г., № 07/18/4024/2200.
41. Постановление Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2019 года № ПП-4278 «О создании университета Шарда в Узбекистане» // Национальная база данных законодательства, 11.04.2019 г., №07/19/4278/2920.
42. С официального веб-сайта Президента Республики Узбекистан: https://president.uz/ru/2663.
43. Обзор к уголовному законодательства о борьбе с терроризмом и «Закон о борьбе с терроризмом» Китая» / Евразийский Научный Журнал, №5, 2016 (май). Цзан Цземэй https://chinalaw.center/administrative_law/china_state_security_law_2015_russian/ / Е.Ю.Макарова, А.А. Василенко профилактика и борьба с кибертерроризмом в Китае. Китайский опыт в России. https://core.ac.uk/download/pdf/155234277.pdf.
44. Федеральный закон России Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст.1146; № 31, ст.3452; 2011, № 19, ст.2713.
45. Закон України від 5 жовтня 2017 року № 2163-VIII «Про основні засади забезпечення кібербезпеки України» / (Відомості Верховної Ради (ВВР), 2017, № 45, ст.403, 2018, № 31, ст.241. / https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2163-19.
46. Закон Грузии от 27 июня 2007 года № 5071-вс «О борьбе с терроризмом» // https://matsne.gov.ge/ru/document/download/21796/9/ru/pdf.
47. Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 416 «О противодействии терроризму» // «Казахстанская правда» от 30.07.99 г. № 182-183; (Ведомости Парламента РК), 1999 г., N 19, ст. 649.
48. https://www.rup.ee/rus/novosti/novoe-v-zakonodatelstve/v-estonii-vstupil-v-silu-zakon-o-kiberbezopasnosti.
49. Закон України від 5 жовтня 2017 року N 2163-VIII «Про основні засади забезпечення кібербезпеки України» / (Відомості Верховної Ради (ВВР), 2017, № 45, ст. 403, 2018, № 31, ст. 241.
50. Расулев А. Противодействие кибертерроризму: международно-правовые и уголовно-правовые аспекты. – Т.: ТДЮУ нашриёти, Юридик фанлар Ахборотномаси илмий-амалий ҳуқуқий журнал, 2018. – с.93.
51. Уголовный кодекс Армании. https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/ru/am/am012ru.pdf.
52. Уголовный кодекс Грузии. https://matsne.gov.ge/ka/document/download/16426/143/ru/pdf.
53. Уголовный кодекс Франции. https://constitutions.ru/?p=5859.
54. Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 года № 2341-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.04.2019 г. //Опубликован: «Ведомости Верховной Рады Украины» от 29.06.2001 г. № 25-26. с. 256.
55. Расулев А. Противодействие кибертерроризму: международно-правовые и уголовно-правовые аспекты. –Т.: ТДЮУ нашриёти, Юридик фанлар Ахборотномаси илмий-амалий ҳуқуқий журнали, 2018. – с.95.
56. Уголовный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года № 2012-ХII (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., № 1, ст. 3; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 144; 1997 г., № 2, ст. 56, № 9, ст. 241; 1998 г., № 5-6, ст. 102, № 9, ст. 181; 1999 г., № 1, ст. 20, № 5, ст. 124, № 9, ст. 229; 2000 г., № 5-6, ст. 153; 2001 г., № 1-2, ст. 23, № 9-10, ст. 165; 2002 г., № 9, ст. 165; 2003 г., № 1, ст. 8, № 9-10, ст. 149; 2004 г., № 1-2, ст. 18, № 9, ст. 171; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 9, ст. 314, № 12, ст.ст. 417, 418; 2006 г., № 6, ст. 261, № 12, ст. 656; 2007 г., № 4, ст.ст. 158, 166, № 6, ст. 248, № 9, ст.ст. 416, 422, № 12, ст. 607; 2008 г., № 4, ст.ст. 187, 188, 189, № 7, ст. 352, № 9, ст.ст. 485, 487, 488, № 12, ст.ст. 640, 641; 2009 г., № 1, ст. 1, № 4, ст. 128, № 9, ст.ст. 329, 334, 335, 337, № 12, ст. 470; 2010 г., № 5, ст.ст. 176, 179, № 9, ст. 341, № 12, ст.ст. 471, 477; 2011 г., № 1, ст. 1; 2012 г., № 4, ст. 108, № 9/1, ст. 242, № 12, ст. 336; 2013 г., № 4, ст. 98, № 10, ст. 263; 2014 г., № 1, ст. 2, № 5, ст. 130, № 9, ст. 244, № 12, ст. 343; 2015 г., № 6, ст. 228, № 8, ст.ст. 310, 312, № 12, ст. 452; 2016 г., № 4, ст. 125, № 9, ст. 276, № 12, ст.ст. 383, 385; 2017 г., № 3, ст. 47, № 6, ст. 300, № 9, ст.ст. 506, 510; 2018 г., № 1, ст. 4, № 4, ст.ст. 218, 224, № 7, ст. 430, № 10, ст. 679).
57. см. вышеприведенную редакцию.
58. Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года № 2015-ХII (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., № 3, ст. 6; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 9, ст. 193, № 12, ст. 269; 1996 г., № 5-6, ст. 69, № 9, ст. 144; 1997 г., № 2, ст. 56, № 4-5, ст. 126, № 9, ст. 241; 1998 г., № 3, ст. 38, № 5-6, ст. 102, № 9, ст. 181; 1999 г., № 1, ст. 20, № 5, ст. 124, № 9, ст. 229; 2000 г., № 5-6, ст. 153, № 7-8, ст. 217; 2001 г., № 1-2, ст. 23, № 9-10, ст.ст. 165, 182; 2002 г., № 1, ст. 20, № 9, ст. 165; 2003 г., № 1, ст. 8, № 5, ст. 67, № 9-10, ст. 149; 2004 г., № 1-2, ст. 18, № 5, ст. 90, № 9, ст. 171; 2005 г., № 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 9, ст. 312, № 12, ст.ст. 413, 417, 418; 2006 г., № 6, ст. 261, № 9, ст. 498, № 10, ст. 536, № 12, ст.ст. 656, 659; 2007 г., № 4, ст.ст. 158, 159, 164, 165, № 9, ст.ст. 416, 421, № 12, ст.ст. 596, 604, 607; 2008 г., № 4, ст.ст. 181, 189, 192, № 9, ст.ст. 486, 488, № 12, ст.ст. 640, 641; 2009 г., № 1, ст. 1, № 9, ст.ст. 334, 335, 337, № 10, ст. 380, № 12, ст.ст. 462, 468, 470, 472, 474; 2010 г., № 5, ст.ст. 175, 179, № 6, ст. 231, № 9, ст.ст. 335, 339, 341, № 10, ст. 380, № 12, ст.ст. 468, 473, 474; 2011 г., № 1, ст. 1, № 4, ст.ст. 104, 105, № 9, ст.ст. 247, 252, № 12/2, ст. 365; 2012 г., № 4, ст. 108, № 9/1, ст. 242, № 12, ст. 336; 2013 г., № 4, ст. 98, № 10, ст. 263; 2014 г., № 1, ст. 2, № 5, ст. 130, № 9, ст. 244, № 12, ст.ст. 341, 343; 2015 г., № 6, ст. 228, № 8, ст.ст. 310, 312, № 12, ст. 452; 2016 г., № 1, ст. 2, № 4, ст. 125, № 9, ст. 276, № 12, ст.ст. 383, 385; 2017 г., № 4, ст. 137, № 6, ст. 300, № 9, ст. 510, № 10, ст. 605; 2018 г., № 1, ст.ст. 1, 4, № 4, ст. 224, № 7, ст.ст. 430, 431, № 10, ст.ст. 673, 679; 2019 г., № 1, ст.ст. 1, 3, 5).
59. Расулев А. Противодействие кибертерроризму: международно-правовые и уголовно-правовые аспекты. – Т.: ТДЮУ нашриёти, Юридик фанлар Ахборотномаси илмий-амалий ҳуқуқий журнали, 2018. – с.92-96.
60. Warren G. Kruse, Jay G. Heiser (2002).Computer forensics: incident response essentials. Addison-Wesley. p.392.
61. Warren G. Kruse, Jay G. Heiser (2002).Computer forensics: incident response essentials. Addison-Wesley. p.392.
62. Steve Morgan (January 17, 2016). “Cyber Crime Costs Projected To Reach $2 Trillion by 2019”. Forbes. Retrieved September 22.2016.
63. Очилов Ҳ.Р. Ўзгалар мулкини компьютер воситаларидан фойдаланиб талон-торож қилганлик учун жавобгарлик. Монография // – Т.: ТДЮУ нашриёти, 2017. – б.22.
64. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 мая 2011 года № 126 «О мерах по внедрению и использованию единой защищенной электронной почты и системы электронного документооборота в исполнительном аппарате кабинета министров, органах государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011 г., № 18, ст. 181.
65. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 апреля 2019 года № 284 «Об организационных мерах по внедрению единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов» // Национальная база данных законодательства, 09.04.2019 г., № 09/19/284/2911.
66. Постановление Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года № ПП–3666 «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан» // Национальная база данных законодательства, 14.04.2018 г., № 07/18/3666/1073, 11.07.2018 г., № 06/18/5475/1489.
67. Постановление Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2018 года № ПП–3962 «О мерах по дальнейшему укреплению исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях» // Национальная база данных законодательства, 06.10.2018 г., № 07/18/3962/2004.
68. Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 2012 года № ЗРУ–342 «О нормативно-правовых актах» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 52, ст. 583; 2014 г., № 50, ст. 588; 2015 г., № 32, ст. 425; 2016 г., № 39, ст. 457; 2017 г., № 37, ст. 978, Национальная база данных законодательства, 05.01.2018 г., № 03/18/456/0512, 10.01.2018 г., № 03/18/459/0536, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087, 09.01.2019 г., № 03/19/512/2435.
69. Бенджамин С., Шрайер Ф., Теодор Х. Демократическое управление и вызовы кибербезопасности // Женева: Женевский центр демократического контроля над вооруженными силами, 2013. – с. 35-45.
70. С сайта Интернета: Inter nationa l str ategy for cyberspace. May 2011. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/international_strategy_for_cyberspace_US.pdf.
71. С сайта Интернета: 2014–2017 Cyber Security Strategy https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/Estonia_Cyber_security_Strategy.pdf. // https://constitutions.ru/?p=11234.
72. С сайта Интернета: Government of the Republic of Lithuania Resolution no 796 of 29 June 2011 on the approval of the programme for the development of electronic information security (cyber-security) for 2011–2019 // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/Lithuania_Cyber_Security_Strategy.pdf/.
73. С сайта Интернета: Estrategia de Ciberseguridad Nacional // https://www.dsn.gob.es/es/estrategias-publicaciones/estrategias/estrategia-ciberseguridad-nacional.
74. С сайта Интернета: Cyber Security Strategy for Germany // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/Germancybersecuritystrategy20111.pdf.
75. С сайта Интернета: National Strategy for Information Security in the Slovak Republic // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/Slovakia_National_Strategy_for_ISEC.pdf.
76. С сайта Интернета: Information Security Strategy for Protecting the Nation May 11, 2010 Information Security Policy Council. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/New_Strategy_English_Japan.pdf.
77. С сайта Интернета: National strategy for Switzerland’s protection against cyber risks 19 June 2012. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/Switzerlands_Cyber_Security_strategy.pdf.
78. С сайта Интернета: Cyber Security Strategy for Norway // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/Norway_Cyber_Security_StrategyNO.pdf.
79. С сайта Интернета: https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/India_Cyber_Security_Strategy.pdf
80. С сайта Интернета: https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/India_Cyber_Security_Strategy.pdf.
81. С сайта Интернета: Cyber Security Strategy. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/AGCyberSecurityStrategyforwebsite.pdf.
82. С сайта Интернета: Government Gazette Staatskoerant Republic of South Africa. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/southafricancss.pdf.
83. С сайта Интернета: Canada’s Cyber Security Strategy For a stronger and more prosperous Canada. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/canadaNCSS.pdf.
84. С сайта Интернета: Finland´s Cybe security Strategy. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/FinlandsCyberSecurityStrategy.pdf.
85. С сайта Интернета: National ICT Security Strategy Austria. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/Austria_Cyber_Security_strategy.pdf.
86. С сайта Интернета: Strategia de securitate cibernetică a României. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/roncss.pdf.
87. С сайта Интернета: Rządowy program ochrony cyberprzestrzeni rzeczypospolitej polskiej na lata 2011-2016. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/Poland_Cyber_Security_Strategy.pdf.
88. С сайта Интернета: French national digital security strategy. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/France_Cyber_Security_Strategy.pdf.
89. С сайта Интернета: National cyber security strategy of the Czech Republic for the period from 2015 to 2020. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/CzechRepublic_Cyber_Security_Strategy.pdf.
90. С сайта Интернета: The National Cyber Security Strategy. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/Netherlands_Cyber_Security_strategy.pdf.
91. С сайта Интернета: National cybersecurity strategy II. // https://www.enisa.europa.eu/topics/national-cyber-security-strategies/ncss-map/Luxembourg_Cyber_Security_strategy.pdf.
92. Доклад ООН Global Cybersecurity Index 2017 https://www.rbc.ru/rbcfreenews/595d094d9a79477c6f363649?from=materials_on_subject https://rus.delfi.ee/daily/estonia/estoniya-priznana-pyatoj-samoj-kiberbezopasnoj-stranoj-v-mire?id=78814562. // https://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/str/D-STR-GCI.01-2017-PDF-E.pdf.
93. Смотрите строку 69.
94. Смотрите строку 69.
95. Смотрите строку 69.
96. http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2014_2019/documents/libe/dv/7_conv_budapest_/7_conv_budapest_en.pdf.
97. Волеводз А.Г. Конвенция о киберпреступности: новации правового регулирования / А.Г. Волеводз // Правовые вопросы связи. – 2007. – № 2. – С. 17-25.
98. Волеводз А.Г. Конвенция о киберпреступности: новации правового регулирования / А.Г. Волеводз // Правовые вопросы связи. 2007. № 2. – с.17-25.
99. Диссертационные исследования международная конвенция о киберпреступности / Гусейн Магомед оглы наджафи, докторант Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. С сайта Интернет: http://naukarus.com/mezhdunarodnaya-konventsiya-o-kiberprestupnosti.
100. Доронин A.M. Уголовная ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации: Дисс. ... канд. юрид. наук. – М., 2003. – с. 8.
101. Гаврилин Ю.В. Преступления в сфере информационных технологий: Часть автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. – М.: 2000. С сайта Интернет: http://www.dissercat.com/content/rassledovanie-nepravomernogo-dostupa-k-kompyuternoi-informatsii.
102. Конвенция о киберпреступности: на защите вас и ваших прав: С сайта Интернет: http://hub.coe.int/ru/octopus-conference-20121/.
103. С официальнного веб-сайта Президента Республики Узбекистан: https://president.uz/ru/2662.
104. Всеобщая декларация прав человека. Источник: https://www.standup4humanrights.org/ru/article.html.
105. М.Рахимова. Халқаро ҳуқуқ. –Т.: Akademiya нашриёти. 2005. – с.20.
106. Закон Республики Узбекистан от 16 декабря 2011 года № ЗРУ–309 «О ратификации конвенции шанхайской организации сотрудничества против терроризма (Екатеринбург, 16 июня 2009 года)» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011 г., № 50, ст. 511.
107. Диний экстремизм ва терроризмга қарши курашнинг маънавий-маърифий асослари / Масъул муҳаррир А. Т. Очилдиев. – Т., 2008. – с. 145.
108. Ш.Мирзиёев. Ўзбекистон Республикаси Президенти Шавкат Мирзиёевнинг Олий Мажлисга Мурожаатномаси. Ўзбекистон Республикаси Президентининг расмий веб-сайтидан: https://president.uz/uz/lists/view/2228.
109. С сайта Интернета: http://www.zahist.narod.ru/terror.htm.
110. Самчук М.М. Кибертерроризм и особенности его проявления. С сайта Интернет